- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационно-коммерческая характеристика предприятия ООО «Командор»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005567 |
Тема: | Организационно-коммерческая характеристика предприятия ООО «Командор» |
Содержание
Тит.лист СОДЕРЖАНИЕ Ведение 1. Современные теории коммерческой деятельности и её управления 1.1. Современные теории коммерческой деятельности. Роль коммерческой деятельности в социально-экономическом развитии 1.2.Функционально-средовой метод анализа и управления коммерческой деятельностью 1.3. Современные системы и структуры управления коммерческой деятельностью на предприятии 2. Анализ системы управления коммерческой деятельности на предприятии ООО «Командор» 2.1. Организационно-коммерческая характеристика предприятия ООО «Командор» 2.2. Анализ внутренней и конкурентной среды ООО «Командор»и соответствия им системы управления предприятия 2.3. Анализ системы управления коммерческой деятельности предприятия на основе функционально-средового подхода 3. Основные направления совершенствования системы управления коммерческой деятельностью на предприятии ООО «Командор» 3.1. Основные проблемы качественного управления коммерческой деятельностью на предприятии ООО «Командор» 3.2. Мероприятия по совершенствованию системы управления коммерческой деятельностью на предприятии ООО «Командор» 3.2. Обоснование эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления коммерческой деятельностью на предприятии ООО «Командор» Заключение Список литературы 3 5 4 8 17 28 28 29 33 41 41 42 45 52 55 Введение Актуальность данной темы работы проявляется в том, что научное обоснование коммерческой деятельности предусматривает определение ее основных принципов и методов, которые имеют практическое приложение ко всем отраслям народного хозяйства. Обеспечение эффективной коммерческой стратегии является условием стабилизации финансового состояния участников рынка. В связи с этим существенно возрастает роль профессиональной подготовки специалистов в области коммерции, особенно в условиях постоянно изменяющихся рыночных процессов. Цель данной работы – изучить управление коммерческой деятельностью предприятия. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи: рассматривается современные теории коммерческой деятельности и её управления; проводится анализ системы управления коммерческой деятельности на предприятии ООО «Командор»; описываются основные направления совершенствования системы управления коммерческой деятельностью на предприятии ООО «Командор». В заключении сделаны выводы в целом по работе. Предметом данной работы является коммерческая деятельность предприятия, а объектом – система управления коммерческой деятельность ООО «Командор». При написании данной работы использовались законодательная база, различные учебные пособия по данной теме, данные предприятия, ресурсы Internet. Современные теории коммерческой деятельности и её управления Современные теории коммерческой деятельности. Роль коммерческой деятельности в социально-экономическом развитии Термин «коммерция» происходит от лат. commercium, что означает «торговля» и имеет двоякое значение: с одной стороны он определяет сущность торговой отрасли (по мнению В.И. Даля, коммерция — это «торг, торговые обороты, купеческие промыслы»), с другой стороны — содержание торговых процессов, которые направлены на активизацию и осуществление купли-продажи товаров (а также на выполнение работ, оказание услуг) в разных отраслях экономики. [13, с. 15] Характеризуя сущность коммерции, следует основываться на том, что коммерция представляет собой «вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любого по"настоящему цивилизованного государства рыночной экономики». [19, с. 5] Cтатья 23 Гражданского кодекса РФ определяет предпринимательство как это самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на регулярное получение дохода от пользования каким-либо имуществом, продажи каких-либо товаров, выполнения каких-либо работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрированы в этом качестве в порядке, установленном законом. [1] По мнению Л.П.Дашкова и В.К. Памбухчиянца, «под коммерцией следует понимать деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли». [10, с. 20] По определению С.А.Каплиной, «коммерция представляет собой деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления». [11, с. 8] Ф.Г.Панкратов рассматривает коммерческую работу в торговле как «обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, которая направлена на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли». [19, с. 6] Ф.П. Половцева характеризует коммерческую деятельность как «неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги, процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли». [21, с. 5] По мнению Т.Л.Коротковой, коммерческая деятельность – это специфический технологический процесс, под которым следует понимать совокупность операций, которые связаны с движением товара по товаропроводящей сети и непосредственно его реализацией (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, купля-продажа и т.д.). [14, с. 6] Куимов В.В. Гуняков Ю.В. Рубан О.В. считают, что коммерческая деятельность как система отношений торгово-экономических и торгово-технологических в целях максимизации взаимовыгоды для удовлетворения экономических интересов продавца и покупателя. [16, с. 7] Некоторые авторы трактуют коммерческую деятельность как «организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получить доход». [6, с. 5] Целью коммерческой деятельности является максимизация выгоды (дохода, прибыли) от выполнения различных видов коммерческих операций, каждая из которых должна быть направлена на получение максимально возможной выгоды в конкретных условиях. Гарантией реализации данной цели выступает собственно содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении потребительского рынка, осуществлении коммерческих коммуникаций, установлении коммерческих связей с партнерами, организации эффективной системы распределения и обмена, организации системы торгового обслуживания, развитии сферы услуг. [13, с. 16] Таким образом, под коммерческой деятельностью следует понимать совокупность процессов, которые связаны с куплей и продажей каких-либо товаров, развитием целевых рынков, удовлетворением спроса покупателей, сокращением издержек обращения и получением определенного дохода. Предметом коммерческой деятельности участников служит совокупность процессов по купле-продаже товаров и услуг в сфере товарного обращения. В качестве объектов коммерческой деятельности выступают товары, услуги, работы, а также коммерческие сделки, коммерческие риски. Субъектами коммерческой деятельности являются: все участники рынка, в том числе государство (правительство, государственные органы); юридические лица и индивидуальные предприниматели; домашние хозяйства и граждане. Развитию коммерческой деятельности способствует специально сформированная и отвечающая рыночным требованиям инфраструктура, которая должна способствовать оперативному и эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю за их проведением, осуществлять информационное обеспечение. Коммерческую деятельность следует рассматривать как систему, имеющую составные элементы (процессы, операции, действия), системные характеристики функционирования и цели. В общем смысле система представляет собой целое, составленное из частей, соединение. Общими свойствами коммерческой деятельности как системы являются свойства, характеризующие: 1) ее сложность; 2) ее связь с внешней средой; 3) методологию целеполагания коммерческих процессов и операций; 4) параметры ее функционирования и развития. [13, с. 17] 1. Свойствами коммерческой деятельности, характеризующими ее сложность, являются: первичность целого (системы); сложность структуры; жесткость и вертикальная целостность; горизонтальная обособленность; иерархичность; множественность описания. 2. К свойствам коммерческой деятельности, характеризующим ее связь с внешней средой, относят: взаимосвязь системы и внешней среды; самостоятельность коммерческих операций; открытость элементов системы. 3. Свойствами коммерческой деятельности, характеризующими методологию целеполагания коммерческих процессов и операций, выступают: целенаправленность; приоритет интересов системы более высокого уровня; надежность и оптимальность; неопределенность информационного обеспечения; мультипликативность. 4. К свойствам коммерческой деятельности, характеризующим параметры ее функционирования и развития, относят: непрерывность функционирования и развития; альтернативность путей функционирования и развития; адаптивность; организованность; уровень стандартизации; инновационный характер развития. [13, с. 17] Коммерческую деятельность как систему представляют входящие в нее функциональные подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами. В рамках указанных подсистем задействованы коммерческие процессы, операции и действия, которые обеспечивают количественные и качественные изменения. Функциональные подсистемы коммерческой деятельности включают в себя комплекс операций по организации закупок и сбыта товаров. Системные особенности коммерческой деятельности позволяют сформулировать ее стратегические, тактические и оперативные цели. [13, с. 17] Функционально-средовой метод анализа и управления коммерческой деятельностью Любое предприятие действует в своей предпринимательской среде и функционально-средовой метод основан на анализе этой среды. Под предпринимательской средой понимается сложившаяся в стране благоприятная социально–экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, которая обеспечивает экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, которая направлена на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики . Предпринимательская среда складывается: на основании развития производительных сил; совершенствования производственных (экономических) отношений; формирования благоприятного общественного и государственного климата; создания рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства; наличие экономических свобод, которые являются необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности. [5, с. 126] Надо отметить, что для эффективной предпринимательской деятельности условиями является совокупность объективных и субъективных факторов, которые дают возможность предпринимателям достигать намеченные цели и решать поставленные задачи. Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям два главных условия: 1) экономическую свободу деятельности; 2) возможность организационно – хозяйственного новаторства. [5, с. 127] Предпринимательская среда, в свою очередь, подразделяется на внешнюю, которая не зависит от самих предпринимателей, и внутреннюю, которую предприниматели создают непосредственно сами. Внешняя – представляет собой совокупность внешних факторов и условий, которые прямо или косвенно оказывают влияние на саму предпринимательскую деятельность, включая ее становление и развитие. Это сложная система внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, так как они не могут непосредственным образом изменить ее, но должны принимать во внимание при ведении собственного дела (к ней относятся например, природные факторы, федеральные законы и т.д.). Как интегрированная система, внешняя предпринимательская среда включает в себя следующие подсистемы: политическая ситуация, которая характеризуется стабильностью развития общества; экономическое положение в регионе, стране; правовая среда; государственная поддержка и регулирование предпринимательства; физическую среду, которая связана с климатическими (погодными) условиями функционирования предприятий, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов; наличие природных факторов производства; уровень безработицы и платежеспособности населения; институционально-организационную среду, которая свидетельствует о наличии достаточного количества организаций, которые обеспечивают возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.; проявление терроризма. [5, с. 131] Более подробно факторы внешней среды представлены в табл. 1.1 Таблица 1.1 Факторы внешней среды Внешняя среда Факторы внешней среды Международные Международная конкуренция. Уровень терроризма. Военные конфликты (горячие точки) в мире. Международные выставки, конференции, выставки. Политические Уровень демократии. Уровень коррупции и криминальной ситуации в стране. Политические реформы, которые происходят в отдельных странах. Экономические Среднегодовые темпы инфляции. Уровень банковских процентов. Уровень финансовой системы страны. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны. Уровень налогообложения участников предпринимательской деятельности. Уровень теневой и криминальной экономики. Инвестиционный климат. Социально – демографические Миграция населения. Структура населения по доходам, социальному положению, образованию, полу. Перспективность региона. Правовые Правовая база, которая отвечает принципам развития предпринимательства. Качество прокурорского контроля за соблюдением правовых актов, которые регламентируют предпринимательство. Экологическая Техногенные катастрофы. Параметры экосистемы по отдельным городам и территориям. Правовая база, которая регламентирует состояние экосистемы. Уровень финансирования государством экологических программ (бюджет). Природно-климатическая Климат. Наличие природных ресурсов и их местонахождение. Природные катаклизмы. Научно-техническая Уровень автоматизации промышленного производства и строительства. Уровень компьютеризации страны. Материальное обеспечение научных кадров. Удельный вес научных работников в общей численности работающих. Источник [5, с. 133] Что касается факторов внутренней среды, то они напрямую связаны с финансово – хозяйственной деятельностью предпринимательских структур и теми отношениями, контактами, которые появляются в результате этой деятельности. Как интегрированная система, внутренняя среда включает в себя следующие подсистемы: наличие собственного капитала; выбор организационно – правовой формы; выбор предмета деятельности; знание рынка; подбор партнеров; подбор кадров и управление ими и т.д. Надо отметить, что к фактором внутренней среды относятся и соблюдение законов и правовых актов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность. Внутренняя предпринимательская среда представляет собой совокупность внутренних условий функционирования предприятия, что представлено на рис. 1.1. [5, с. 135] Таким образом, внутренняя среда предприятия носит субъективный характер и в основном зависит от собственника, т.е. уровня его компетентности и способности осуществлять управление персоналом, внутренними и внешними воздействиями, изменяющейся ситуацией. Надо отметить, что во многом внутренняя среда зависит так же от морально – психологического климата, который преобладает в коллективе. К внутренним факторам относится и мотивация сотрудников, которая должна проявляться не только в материальной форме, но и иметь духовную составляющую. [5, с. 136] Далее целесообразно рассмотреть вопрос конкуренции, которая является исходной категорией, характеризующей сущность рыночной экономики. [5, с. 128] Поставщики Квалификация кадров Потребитель Налоговая база Собственный капитал Предприниматель Оборотные средства Рабочая сила Технология производства Основные фонды и оборудования Партнеры Государственные органы Конкуренты Товар Рис. 1.1. Внутренние условия и предпринимательская деятельность. Источник [5, с. 136] Конкуренция является основой рыночной экономики, мощным стимулом экономического роста, повышения качества продукции, ускорения научно – технического прогресса, сокращения расходов на производства и реализацию, а также цен. Конкуренция является одним из основных принципов рыночной экономики, поскольку только конкурентоспособный товар или услуга может быть востребованы потребителем. Цель конкуренции состоит в борьбе за получение как можно большей прибыли. Конкуренция представляет собой ведущую характеристику рыночной среды, в которой происходит финансово-хозяйственная деятельность предприятий. При этом государство осуществляет поддержку добросовестной конкуренции и ограничивает монополистическую деятельность в интересах роста эффективности общественного производства, а также его социальной направленности. Можно выделить следующие виды конкуренции: Внутриотраслевая конкуренция, которая происходит между товаропроизводителями одной и той же отрасли. При такой конкуренции стимулируется инновационный подход и развитие научно-технического прогресса. Межотраслевая конкуренция, которая происходит между предприятиями различных отраслей, что выражается в переливе капиталов из отраслей, которые имеют низкую норму прибыли, в те отрасли, которые имеют высокую долю прибыли. Надо отметить, что правовое регулирование конкуренции осуществляется на основании ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, которые содержатся в Гражданском кодексе РФ, специальных антимонопольных законов. Закон о защите конкуренции является в антимонопольном законодательстве основополагающим. Конкуренция оказывает влияние на предпринимателя посредством механизма спроса и предложения, на который значительное влияние оказывают внутренние и внешние факторы окружающей среды предприятия. Таким образом, внешние и внутренние факторы среды предприятия, посредством механизм спроса и предложения оказывают воздействие на конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, также оказывает влияние на факторы внешней и внутренней среды предприятия, то есть существует механизм, который раскрывает взаимосвязь конкуренции и внешних и внутренних факторов среды предприятия, что представлено на рис. 1.2. Под воздействием конкуренции предприятия в своей деятельности используют достижения научно-технического прогресса, применяют более прогрессивные и эффективные технологии и технику, прогрессивыне методы организации труда и производства. [5, с. 130] Конкуренция Потребитель Производитель Спрос Товар Предложение Факторы предпринимательской среды Рис 2.2. Механизм, отражающий взаимосвязь конкуренции и внутренних и внешних и факторов среды предприятия Источник [5, с. 130] Конкурентной средой следует считать все организации, которые занимаются аналогичным бизнесом. Деятельность предприятия зависит от внешней среды и среды взаимодействия и осуществляется в конкурентной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде для достижения поставленных целей. С учетом функционально-средового метода целесообразно рассмотреть проявление этих функций во внешней и внутренней среде предприятия, где их роли существенно различаются. (табл. 1.2). Таблица 1.2 Оценка проявления функций во внешней и внутренней среде предприятия по обеспечению инноваций Функция предприятия Оценка взаимодействия при ее реализации во внешней среде Оценка взаимодействия при ее реализации во внутренней среде предприятия 1 2 3 Адаптационно-административная (ААФ) С государственными организациями и учреждениями, контрольно-надзорными органами, местным сообществом, общественными организациями Согласованной деятельности всех подразделений управления на основе соблюдения Законов РФ, требований надзорных органов, ожиданий местного сообщества и корпорационной культуры Произ- водст- венно-техно- логи- ческая (ПТФ) Закупочная деятельность для обеспече ния основной деят-ти (ЗД) Использование регламентов по приемке, хранению, выкладке, закупленных товаров и услуг, рациональность закупок и ассортимента Организация приемки товаров, фасовки, подготовки к производству, поставка на производство Производст-венно-технологиче-ский процесс (ПТФ) Поставщики, оптовики, товарные биржи, центры оптовой торговли, логистические компании, производители Отделы производства и коммерческий на основе предложений всех отделов и центров прибыли вносят предложения по совершенствованию закупочной деятельности Сбытовая деятельность (СД) Производственные предприятия, оптовые и посреднические организации, транспортные организации, товарные биржи, логистические центры. Граждане-покупатели и др. Отделы производства, формируют предложения по совершенствованию СД на основе развития новых изделий, размещений торговых точек, формирования лояльности потребителей, акций по продвижению продуктов Финансово-экономического обеспечения (ФЭО) Банки и другие финансовые организации, страховые, инвестиционные, факторинговые, лизинговые и другие компании. Организации поддержки инноваций. РИС Отделов управления с учетом финансово-экономических возможностей предприятия и получения финансирования. Распределение финансовых ресурсов для достижения целей Материально-технического обеспечения (МТО) Ресурсоснабжающие организации (вода, тепло, электроэнергия, помещения и др.), транспорт, ремонтостро- ительные, сбытовые и др. Отделы управления и (центров прибыли) по планированию и контролю потребления ресур- сов. Внутренние регламенты по экономии ресурсов Продолжение табл.1.2 1 2 3 Информационно-маркетингового обеспечения (ИМО) Участие в региональных событиях, анализ законодательства, решений федеральных, региональных, местных органов власти. Росстат, информационно-правовые агентства, Интернет, СМИ, РR-рекламные агентства, анализ конкурентов, маркетин- говые и исследования рынка и др. Руководители обмениваются накопленной информацией по своим направлениям, обсуждают возможные изменения на предприятии. Получение предложений от центров прибыли. Анализируют возможности для разработки инноваций Работа по набору, обучению, регламентированию деятельности, мотивации и стимулирования персонала по обеспечению инновационной деятельности предприятия (НОРМС) Кадровые агентства, образова- тельные организации, биржи и органы здравоохранения, пенсионные фонды, организации культуры, спорта, досуга и др. Отдел кадров формирует программу развития человеческого потенциала (ПРЧП), на основе сотрудничества с ВУЗами, ССУЗами, центрами занятости, повышения квалификации, мотивации и стимулирования работников, формирование резерва, здоровых условий труда, отдыха и участия работников в развитии Источник [16, с. 84] Анализ, приведенный в табл. 1.2 дополненный финансово-экономическим анализом деятельности предприятия позволяет увидеть реальное состояние дел быть основанием для того, чтобы спроектировать деятельность всех подразделений (функций) предприятия. При этом следует понимать, что любые изменения в интересах развития предприятия могут и должны производиться путем изменения его функциональной деятельности, т.е. проведения необходимых изменений в осуществлении конкретных функций. [16, с. 85] Современные системы и структуры управления коммерческой деятельностью на предприятии Организационная структура управления предприятием является одним из основных элементов управления организацией. Под организационной структурой следует понимать ее организацию из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые непосредственно определяются целями, которые поставлены поставленными перед предприятием и его подразделениями и распространением между ними функций, то есть совокупность управленческих звеньев, которые расположены в строгой соподчиненности и обеспечивают взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. [23, с. 102] В структуре управления организацией можно выделить следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные. Звенья управления представляют собой структурные подразделения и отдельных специалистов, которые выполняют соответствующие функции управления или их часть. Под уровнем управления следует понимать совокупность звеньев управления, которые занимают определенную ступень в системе управления организацией. При этом ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии. Организационная структура управления предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками предприятия, которые несут ответственность за деятельность структурных подразделений, которые составляют организацию предприятия. В первую очередь она направлена на то, чтобы установить четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями предприятия, а также распределение между ними определенных прав и ответственности. В организационной структуре реализуются разные требования к совершенствованию систем управления, которые выражаются в тех или иных принципах. [22, с. 83] Классификация типов организационных структур управления представлена на рисунке 1.3. Выделяются два типа управления организациями: механистический (бюрократический) и органический (адаптивный). Они строятся на принципиально разных основаниях и имеют специфические черты, которые позволяют выявлять сферы их рационального использования и перспективы развития в будущем. Рис. 1.3. Классификация типов организационных структур управления Источник [22, с. 84] Исторически первым был сформирован бюрократический тип, в основе которого лежит представление о предприятиях как об "организованных организациях", которые предъявляют жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевыми концептуальными положениями нормативной модели рациональной бюрократии являются: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) наличие формальных правил и норм, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 3) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 4) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками. Главные понятия бюрократического типа структуры управления являются рациональность, ответственность и иерархичность. Данные структуры управления доказали свою эффективность, в особенности в крупных организациях, в которых требуется обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, которые преследуют единую цель. Они дают возможность мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении достаточно сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако у них есть и недостатки. В первую очередь, данный тип структуры не оказывает содействия в повышении потенциала людей, каждый из которых использует лишь ту часть своих способностей, которая необходима непосредственно по характеру выполняемой ими работы. [22, с. 84] Во-вторых, невозможность с их помощью осуществлять управление процессом изменений, которые направлены на совершенствование работы предприятия. Функциональная специализация элементов структуры в конечном счете приводит к тому, что их развитие происходит неравномерно и с различной скоростью. В итоге возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что в целом замедляет прогресс в организации. Органический тип структур управления появился как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, которым требовались более гибкие и адаптированные структуры. [22, с. 85] В исходном определении органического типа структуры отмечались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда. Последующие разработки предоставили возможность значительно расширить перечень свойств, которые характерны для органического типа структуры управления: Решения принимаются путем обсуждения, а не основываются на авторитете, традициях или правилах. Доверие, а не власть и убеждение являются теми обстоятельствами, которые учитываются при обсуждении проблем. Работа не ради исполнения должностной инструкции, на единую цель. Главными интегрирующими факторами являются миссия и стратегия развития организации. Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. Постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений. Основные различия между двумя типами структур управления представлены в таблице 1.1. Таблица1.1 Сравнительные характеристики типов структур управления Бюрократический тип Органический тип Четко определенная иерархия Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем Система обязанностей и прав Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению проблем Обезличенность во взаимоотношениях Возможность самовыражения, саморазвития Жесткое разделение трудовых функций Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами Источник [22, с. 86] Остановимся на разновидностях бюрократического типа структур управления. Линейная организационная структура управления является одной из наиболее простых организационных структур управления. Ее основной чертой является то, что во главе каждого структурного подразделения предприятия стоит руководитель-единоначальник, который наделен всеми необходимыми полномочиями, осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивает все функции управления в своих руках. При линейном управлении у каждого звена и каждого подчиненного имеется один руководитель, через которого осуществляются все команды управления. При этом управленческие звенья являются ответственными за результаты всей деятельности объектов, которыми они управляют, т.е. действует принцип единоначалия, суть которого проявляется в том, что подчиненные исполняют распоряжения непосредственно только одного руководителя. При этом вышестоящий орган управления не вправе отдавать распоряжения исполнителям, без их непосредственного руководителя. [7, с. 209] К преимуществам линейной организационной структуры управления относят: четкость и единство распорядительства, простота управления, согласованность действий исполнителей, четко обозначенная ответственность, личная ответственность руководителя за итоговые результаты деятельности своего подразделения, а также оперативность в принятии решений. Однако она имеет и ряд серьезных недостатков: отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; высокие требования, предъявляемые к руководителю, который должен быть всесторонне, подготовлен для того, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления; перегрузка информацией; достаточно большое число контактов с подчиненными, а также с вышестоящими и сменными структурами, концентрация власти в управляющем уровне иерархии. В определенной мере эти недостатки могут быть устранены при помощи функциональной структуры. Функциональная организационная структура управления организацией – это такая структура, при которой управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, которые специализированы на том, чтобы выполнять конкретные виды работ, которые требуются для принятия решений в системе линейного управления. Смысл том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (или же исполнитель) специализирован на том, чтобы выполнять какие-то отдельные виды деятельности. На предприятиях, как правило, специалисты, имеющие один профиль объединяются в специализированные структурные подразделения, например плановый отдел, бухгалтерию и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. [7, с. 210] К преимуществам функциональной структуры управления можно отнести: высокий уровень компетентности специалистов, которые отвечают за осуществление конкретных функций, освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специализированных вопросов; исключение дублирования при выполнении управленческих функций; сокращение потребности предприятия в специалистах широкого профиля. К недостаткам данной структуры можно отнести: чрезмерную заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений; определенн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: